Игры на пространственную ориентировку. Игры на развитие ориентировки в пространстве для дошкольников. Подвижная игра «Пойдём в гости»

Ребенок 26.02.2024

Перед родителем и педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо — на всех занятиях, вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо).

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства;

Учить детей ориентироваться «на себе», иными словами, ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себе» стороны справа, слева, вверху и т. д.

Ориентировки «на себя», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под — с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Изучаем руки

Игрушки — гномик, зайчик, слоник, котик, мышка; кружочки: красный, синий.

Взрослый: Слышите, кто-то стучится к нам в дверь? Давайте посмотрим, кто там? К нам в гости пришел гномик. Он хочет посмотреть, как мы с тобой будем заниматься. Покажи, пожалуйста, мне правую руку, а теперь левую. В правую руку возьми красный кружок, подыми руку вверх и покажи кружок гномику. А теперь в левую руку возьми синий кружок. Покажи кружок гномику. А теперь давайте поиграем. Опусти руки вниз. Теперь правую руку подыми вверх, левая — внизу. Теперь руки вытяни вперед, правую руку отвести направо, левую — налево, опустить руки. Правой рукой дотронься до левого уха, а теперь левой рукой дотронься до правого уха. Правой рукой дотронься до правого колена, левой — до левого и т. д.

Гуляя вместе с ребенком, в такт шагам декламировать:

Левой, правой, левой, правой,

Блики солнца по кустам.

Мы идем к цветам и травам,

В гости к травам и цветам!

Впереди зеленый остров.

Позади остался дом.

Мы к веселым птицам в гости,

К небу синему идем!

В мягких травах тонут ноги,

Золотого солнца свет.

Нет асфальтовой дороги,

Ни домов, ни улиц нет...

Мы гуляем на просторе,

Мы в зеленом тонем море.

— Хорошо! — кричим друг другу,

Синь и зелень так чисты!

А по лугу, а по лугу

Всюду яркие цветы.

Мы резвимся беззаботно,

Синева плывет волной.

А пора, и неохотно,

Еле тянемся домой...

В. Краснер

Прятки и уравнения

Эта игра основана на любви детей к «домикам» (базовая пространственная метафора «внутри — снаружи»). Перед домиком кучка игрушек (или в группе — детей). Ребенок или дети закрывают глаза, и часть тех, кто перед домиком, прячется внутрь, ведущий прячет игрушки или говорит, кому пойти в домик. Открыли глаза — а кто в домике? Первые раз двадцать малыш просто идет и смотрит, потом начинает предсказывать. Можно использовать одинаковые игрушки: было три мишки и кукла, осталось два мишки — кто в домике?

Веселая путаница

Это можно делать с любым «отношением между двумя». Например, отношение «на»: человек на стуле — стул на человеке; ворона на дереве — дерево на вороне; ковбой на коне — конь на ковбое. Или отношение «после»: надел штаны после трусов — трусы после штанов. Игру интересно разыгрывать для детей где-то от года, а двух — трехлетние могут разыгрывать и сами.

Художники

Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закреплению терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Педагог с детьми придумывают и рисуют картину: в центре — избушка, вверху, на крыше, — труба, из которой идет дым, внизу, перед избушкой, сидит кот и т. д.

Медвежонок думает

Кто находится вверху, внизу, справа, слева от медвежонка?

Глупый робот

Один дает команды, второй выполняет. Команды должны быть простые, собственно, играть можно и с шестимесячным — куда показывает пальцем, туда его и нести. Постарше ребенок может, например, говорить, куда идти, сидя на ручках — и пытаться довести маму до цели. «Пять шагов вправо» ... После трех-четырех дети могут строить так пошаговые алгоритмы сложных действий: «Возьми стакан. Нет, дном книзу! (мама берет стакан дном кверху, если не указано). Поднеси под кран. Включи воду...». Это очень весело и интересно, особенно когда взрослый «робот» балуется (не той стороной берет предметы, если не указано, и так далее).

Где что находится?

Слева, справа, вверху, внизу, в левом нижнем углу, левом верхнем углу, в правом нижнем углу, в правом верхнем углу, в центре, между... и т. д.

Снеговики

Необходимо внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Сосчитать, сколько всего различий. Начать взрослый может так:

Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них —

Он понять не может.

Как найти сундук?

Помоги Ивану-царевичу найти волшебный сундук (как он должен идти, кто ему встретился?)

Куда пойдешь, то и найдешь

Ведущий в разных местах комнаты прячет знакомые детям игрушки или предметы. Перед началом игры, вызвав одного из участников, ведущий говорит ему:

— Направо пойдешь — зайца найдешь. Налево пойдешь — слона найдешь. Назад пойдешь — котика найдешь. Вперед пойдешь — гномика найдешь. Куда же ты хочешь пойти?

Ребенок выбирает направление, называет его, когда игрушка найдена, говорит, где он ее нашел. Например: «Я пошел направо и нашел зайчика».

Ирина Носкова
Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Материал игры : декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве . Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит : «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу» .

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности , внимания, воображения.

2. Разговор по телефону.

Цель. .

Игровой материал. Палочка (указка) .

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону : кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа : «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами .

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам . На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно , то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений . Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки : «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка : Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал , что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку : «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1) . Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. Добавь слово.

Цель игры : Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве .

Ход игры : Воспитатель говорит детям : «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня» ? (Уточняет и эти понятия) . А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол) . Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами : «справа» , «слева» , «позади» , «впереди» .

Воспитатель говорит :

Стол стоит… (называет имя ребенка) .

Полочка с цветами висит…

Дверь от нас…

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

6. Внизу – вверху.

Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят : «Внизу» , либо только в воздухе, тогда дети говорят хором : «Вверху» .

Например :

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Например, если воспитатель говорит : «Самолет летит!» , дети приседают и т. д.

7. Сделай так, как я скажу.

Материал игры : у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей , знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

8. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры : любые игрушки.

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»

Игры может быть усложнена : игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит :

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?».

Дарья Степанова
Игры по формированию ориентировок в пространстве

Очень важно детей как можно раньше научить . Пространственные представления являются для детей сложным предметам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение удаленности пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы , взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося . Многие исследования ученых утверждают, что овладение пространственными восприятиями , представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности продуктивно-творческой, трудовой, совершенствует сенсорные и интеллектуальные способности.

Представляю вашему вниманию группу игр, направленных на развитие у детей пространственных ориентировок .

"Угадай, что изменилось"

Задача игры . Упражнение в наблюдательности.

Пособия. Игрушки, предметы.

Ход игры . Воспитательница назначает ребенка, который должен определить изменения в игрушках, размещенных на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки : кубик был на столе, а теперь под столом; домик стоял по средине стола, теперь – под столом и пр. (число, состав, положение предметов следует разнообразить) .

Можно играть без предметов, а чтобы дети меняли свои места в комнате.

"Что где находится?"

Задача игры . Упражнение в определении положения предмета.

Пособия. Кукла, кроватка, мяч.

Ход игры . Дети называют различные предметы. Воспитательница кладет куклу на кровать и спрашивает : «Где лежит кукла?» - «На кровати» . – «Где стоит маленькая куколка?» - «Перед большой куклой» . – «Мяч под столом; если его подбросить, где он будет?» - «Над ними» и т. д.

"Куда мы бросили мяч?"

Задача игры . Закрепить понятие «близко, далеко, маленький, большой» .

Пособия. Маленький и большой мячи.

Ход игры . Воспитательница берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко какой близко.

"Угадай, где лежит"

Задача игры . Уметь по памяти ориентироваться в пространстве .

Ход игры . Воспитательница ставит ребенка с завязанными глазами на какое-нибудь место в комнате. По просьбе воспитательницы или детей ребенок должен сказать, в каком направлении лежит тот или иной предмет, например, по памяти показывает, где находится дверь, шкаф и пр.

Вариант (для старших детей) . Ребенок переходит в другой угол комнаты и оттуда определяет расположение предметов.

"Кого нам не хватает?"

Задача игры . Упражнять наблюдательность детей.

Ход игры . Дети сидят в кругу или полукругом. Одному Ребенку завязывают глаза, потом кого – либо прячут. Водящему развязывают глаза и предлагают угадать, кого из детей не хватает. Если он угадывает, то садится на свое место и ведущий становится ребенок, который был спрятан.

"Где твои руки?"

Задание : спрятать руки за спину. Воспитатель сначала отгадывает, где правая рука у ребенка, где левая, а затем предлагает одному (или нескольким детям) показать свои руки и назвать их.

"Где шарик?"

Задание : спрятать шарик в ладошку. Задача воспитателя отгадать, в какой он руке – в правой или в левой. Затем он предлагает детям поочередно показать руки – правую и левую, назвать их, сказать, в какой руке спрятан шарик.

"Возьми флажок?"

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая рука правая (левая, и взять в нее флажок; переложить флажок в другую руку, поднять руку кверху, помахать флажком и вновь переложить в правую. Или : синий флажок (ленточка) в правой руке, желтый – в левой. Задание : поменять флажки местами. После этого педагог спрашивает : «Какого цвета флажок? В какой он руке?»

"В какой руке игрушка?"

Воспитатель сначала предлагает одному из воспитанников взять игрушку правой (левой) рукой, затем той, какой он захочет, и сказать, в какой руке игрушка. Второе задание : ребенку дают две игрушки, он должен сказать, какая из них у него в правой, какая в левой руке.

"Переложи камешки в другую руку?"

Несколько камешков (5-6) следует по одному перекладывать из одной руки в другую. В процессе выполнения задания ребенок различает свои руки, обозначает их. Одновременно он учится различать термины «один» и «много» .

Дальнейшие упражнения на различение своих рук в ходе более сложных результативных действий.

Задание : прокатить или бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, потом левой. В ходе выполнения упражнения уточняются представления детей о расстоянии (далеко – близко, дальше - ближе, о направлении движения мяча (мяч катится вперед, в сторону, назад) .

"Какой рукой точнее?"

Задание : попасть мячом в цель, например : в щит, расположенный на расстоянии не более полутора метров, в устойчивую корзину (коробку, в нарисованный на земле круг. Практическое значение упражнения : дети учатся различать правую и левую руку, осваивают метание как одним из основных видов движения, тренируются в пространственной точки двигательных реакций. (С этой же целью можно предложить прокатить мяч, шарик в ворота. Дальность расположения не должна вначале превышать одного метра.)

"Какой рукой быстрее?"

Задание : собрать камешки (пуговицы, желуди) сначала одной рукой, потом другой. Воспитатель может предложить детям самим определить, какая рука проворнее – правая или левая.

"Что тяжелее?"

Задание : определить какой из двух предметов тяжелее (легче) ; определить, в какой руке, правой или левой, предмет легче, в какой – тяжелее.

Дети шестого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Новая задача — обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания(типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади — стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Коля».

Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Тани — окно, над головой Тани — лампа».
Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

В заданиях типа «Угадай, где что находится» можно использовать разнообразный материал: привлекательные игрушки, картинки, расположенные в определенной последовательности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.
Следует отметить, что если мы прибегаем к помощи или контролю со стороны других детей, то местоположение их должно быть таким же.
В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто где стоит» . Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

Игра «Что изменилось?» . На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним — мартышка, последним — мишка» или «В середине — большой чайник, справа от него — голубая чашка, слева — розовая чашка».
Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине — большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы, вверху и внизу — волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,— трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку» . «Ночью, когда в группе никого не было,— говорит воспитатель,— к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
Игра «Путешествие по комнате» . Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.
Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай Вше два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), битовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада.

Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.

Ориентация в пространстве – важнейшее приобретение дошкольного возраста. В 3-4 года дети учатся правильно употреблять предлоги в, на, за, под, около, между, за, перед. Успешнее всего малыши овладевают ориентацией в пространстве в увлекательных играх. Игры для развития мышления, речи, внимания и для усвоения предлогов ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ из моей игровой копилки – в этой статье!

Игры с предлогами за, перед, между – это уже второй шаг нашей помощи ребенку по развитию ориентации в пространстве. Самыми первыми из всех предлогов дети трех лет начинают осваивать слова в, на, под и около. О том, какие игры помогут Вашему малышу к 4 годам не путаться в этих словах, Вы можете узнать в статье . Поиграв с малышом в эти первые игры, можно переходить к играм данной статьи.

Ориентация в пространстве: игры для усвоения предлогов
за, перед, между для детей 3-4 лет

Речевая игра для усвоения предлогов за, перед, между «Угадай, что это».

Разложите на столе 15-20 разных предметов или игрушек. Предложите ребенку поиграть в загадки и отгадки. Скажите, что Вы будете загадывать какую-нибудь вещь на столе, а малыш будет ее отгадывать.

Я приведу примерные загадки и диалоги с малышом, а вы придумаете свои (с Вашим набором предметов и игрушек).

  • «Это лежит за настольной лампой» (за настолькой лампой три игрушки). Ребенок может попробовать отгадать: «Это мышка?». Скажите: «Нет. Моя отгадка за настольной лампой перед книгой. «А! Это очки!», — догадывается ребенок.
  • Дальше предложите малышу загадать Вам загадку и отвернитесь, чтобы не видеть, как он по-новому расставит предметы на столе. Повернитесь к столу и попытайтесь отгадать, помогая малышу наводящими вопросами. Например, ребенок Вам загадывает: « Это там, где краски». Уточните: «Рядом с красками много предметов. Может быть, это перед красками? Вот здесь?» «Нет», — кричит малыш, — «это не перед, это сзади». «А! Сзади красок. Мммм, там несколько предметов. Что же ты загадал. Аааа! Это между карандашом и ручкой, да?». «Да», — соглашается малыш. «Значит, это машинка!» «Точно, угадала», — радуется Ваш трехлетка, гордый тем, что такую сложную задачку загадал.
  • Повторите игру с разными игрушками и предметами.
  • Игру всегда надо прекращать тогда, когда малыш просит продолжить поиграть. Тогда он с удовольствием включится в нее и в следующий раз. Если же играть до тех пор, пока ребенок не утомится, то наступит пресыщение игрой, и ребенок откажется в дальнейшем в нее играть.
  • В игру можно играть и на прогулке с ракушками, листиками, камешками, веточками и игрушками ребенка.
  • В этой игре исподволь и незаметно в интересной деятельности Ваш малыш научится ориентироваться в пространстве и правильно обозначать словом расположение предметов.

Развивающая игра для развития ориентации в пространстве «План комнаты» (разработана Л.А.Венгером)

Несмотря на то, что слово «план» так по-взрослому звучит, поиграть в эту игру очень полезно уже с трехлетним малышом .

Соорудите небольшую комнату для мишки (или любой другой игрушки — зайчика, куклы и т.д.). Можно использовать готовый кукольный домик и готовую игрушечную мебель или взять комнату и мебель из картонного набора для детского творчества.

Если же готового домика нет, то организовать такую комнатку довольно просто из подручных материалов. Сделайте ее вместе с малышом.

  • Пол обозначаем квадратным или прямоугольным лоскутом ткани (можно использовать старую ткань или клеенку, обои и т.д.
  • На пол ставим кукольную мебель (не менее 3 предметов). Можно соорудить мебель из конструктора. Но тогда лучше, чтобы каждый предмет мебели был своего цвета (например, стул желтый, стол синий, шкаф коричневый, табуретка зеленая, тумбочка белая).
  • Обозначаем окно и дверь. Можно вертикально поставить лист обоев и вырезать в нем окно и дверь. Можно нарисовать окно и дверь на листочке и поставить на нужное место.

Расскажите малышу, о том, что мишка (зайка или другая игрушка, для которой Вы соорудили комнату) купил новую мебель, и мы помогли ему красиво ее расставить. Назовите вместе, что где находится. Например: «В середине – стол. За столом – стул. Около окна – шкаф. Около двери – тумбочка» (перечень зависит от той «мебели», которую Вы поместили в комнату). Порадуйтесь вместе с мишкой новой комнате и пригласите гостей!

Поиграйте с ребенком в такой сюжет. К мишке (зайке), приходят гости, играют, рассматривают мебель, приглашают мишку на чай и т.д. Пришел в гости утенок (игрушка) и очень ему понравилась комната Мишки. Говорит утенок: «Я тоже хочу такую комнату себе сделать, но не умею. Может быть, ты мне поможешь (ребенку)?»

Начните с ребенком помогать утенку расставлять мебель в комнате утенка. Комната утенка будет у нас на листе бумаги из альбома. А вместо мебели мы будем расставлять в этой «комнате» геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона. Эти фигурки должны по цвету соответствовать нашей «мебели» в комнате мишки. Например, если у мишки в комнате мы поставили круглый желтый стол, то, значит, у утенка в комнате это будет желтый круг. Если у мишки в комнате стоит коричневый шкаф, то у утенка в комнате это будет коричневый прямоугольник и т.д. Спросите малыша: «Что же в комнате утенка будет столом? Точно, круг. Вот какой желтый круг. А что будет вместо шкафа?».

  • Нарисуйте на листе бумаги черточкой, где находится окно и дверь.
  • Очень важно, чтобы лист, на котором ребенок делает план, располагался абсолютно так же как игрушечная комната мишки (например, дверь справа, окно слева), иначе он запутается!
  • Предложите малышу расставить «мебель» (т.е. геометрические фигурки – заменители мебели) в комнате утенка. Подсказывайте ему, задавая наводящие вопросы и сравнивая вместе с ним две комнаты: «Что стоит около окошка? Что стоит между окном и столом?» и т.д.
  • Когда комната утенка будет готова, можно ее украсить дополнительными предметами.

Когда ребенок освоится с этой игрой, можно будет предложить ему противоположную задачу с новой игрушкой – по плану, который Вы выложите на альбомном листе, расставить игрушечную мебель в комнате.

Еще один любимый малышами вариант игры на ориентацию в пространстве – игра в прятки. Вы прячете в кукольной комнате маленький сюрприз и на плане кукольной комнаты показываете, где он спрятан. Малыш находит. Если малыш прекрасно ориентируется в плане кукольной комнаты, можно нарисовать план реальной комнаты и на нем обозначить предмет, где Вы спрятали игрушку. На плане реальной комнаты обозначьте дверь, окно и 3-5 предметов.

С четырехлетним малышом после проведения первых игр с планом, можно усложнить задачу. И в этом усложнении есть несколько очень интересных вариантов.

1.Мы также как и раньше отметим на плане место, где спрятали сюрприз, но… перевернем план кукольной комнаты вверх ногами и введем новое правило, что переворачивать план нельзя! Малышу придется « в уме» перевернуть план комнаты, сориентироваться по окну и дверям, где что находится. Это отличная умственная зарядка для ребенка!

2. Мы скажем, что наш мишка купил новый диван (или пианино, или буфет и т.д.) – красивый и удобный, и его надо поставить в комнату. Дадим малышу прямоугольник, обозначающий этот предмет, и попросим его найти ему место в комнате. Для этого малышу придется передвигать фигурки на плане и учесть некоторые обстоятельства. Например, диван не поставить у двери, т.к. в комнату будет не зайти. Неудобно поставить диван у окна, т.к. будет дуть. Малыш находит вариант расположения дивана в комнате на плане, а затем можно «установить» диван из конструктора в игрушечной комнате.

3. Начертите реальный план Вашей комнаты простым карандашом в альбоме, спрячьте предмет и отметьте на плане, где спрятан Ваш сюрприз. Дайте план в руки малыша. Ему придется сориентироваться, как повернуть план в руках. Сначала ребенку надо взять в руки план так, чтобы место плана с дверью совпало с местом двери в комнате. Потом – понять, где он находится сейчас. А затем уже искать предмет.

4. Таким же образом поиграйте с ребенком 4 лет на кухне, в коридоре, на даче. Это поможет ему научиться быстрой ориентации в пространстве.

3. Речевая игра для развития ориентации в пространстве «Не ошибись!»

Эта игра учит малышей быть внимательными и различать предлоги за, между, перед.

Вариант 1. Играет группа детей (можно поиграть всей семьей). Выбирается ведущий (взрослый), который дает команды. Все игроки встают в затылок друг другу «паровозиком». Если игрок ошибается, он переходит в команду ведущего. Задача – как можно дольше остаться в команде игроков.

Примерные команды ведущего (степень сложности команд зависит от возраста детей. Для детей старше 4-5 лет можно давать сложные команды, для малышей 3,5 — 4 лет самые простые):

  • Все, кто стоит перед Леной, похлопайте в ладоши!
  • Тот, кто стоит между Петей и Игорем – покружитесь!
  • Все, кто стоит за Ксюшей – сядьте. А теперь кто сидит перед Петей – встаньте (при этом должны встать не все дети, а те, кто стоит за Ксюшей перед Петей). Это пример сложной команды.
  • Тот, кто стоит за Таней – покукарекайте
  • Тот, кто стоит между Таней и Ваней — попляшите и т.д.

Если ребенок ошибся, он выходит из игры и встает рядом со взролсым-ведущим, выполняя абсолютно все его команды и путая этим игроков, оставшихся в игре.

Когда ребенок ошибается, обязательно обговариваем ошибку: «А ты разве перед Леной? Ты ведь за Леной!»

Победителям, оставшимся в игре, аплодируем и гордимся ими от всей души!!! Обязательно надо поблагодарить за игру и тех детей, которые ошиблись – они ведь Вам помогали!

В одной игре с малышами не должно быть много команд (примерно 5-6 команд). Если никто не ошибся, искренне и восхищенно порадуйтесь и удивитесь! Скажите, что даже не ожидали, что все будут такими внимательными!!! Малышам очень нравится, когда их хвалят (ласковое слово ведь и кошке приятно, правда?)

Вариант 2. Игра с одним ребенком. Предложите малышу поиграть в цирк. Вы с малышом будете дрессировщиками, а игрушки будут артистами в цирке. Поставьте артистов на «арене» друг за другом и начните «выступление».

Сначала Вы даете команды, а малыш действует той игрушкой, которой дана команда. В данном варианте игры действие производит одна игрушка! Пример: «Артист, стоящий перед львом! Прыгните в этот горящий обруч!», «Артист, стоящий между жирафом и обезьяной, спойте зрителям песню», « Артист, стоящий за тюленем! Покажите, как Вы пляшете».

Затем обязательно предложите малышу самому придумать задания для артистов. Помогите ему!

4.Игра для развития восприятия и речи ребенка «Кто спрятался?»

Все дети по-разному учатся правильно употреблять предлоги. У кого-то всё получается быстро, у кого-то есть сложности с конкретным предлогом.

Если есть сложности, то их можно быстро разрешить с помощью этой игры. В этой игре используйте именно те предлоги, в которых малыш еще путается.

Игра очень простая. Мы берем игрушки или картинки и прячем их так, чтобы была видна только одна часть, например, лапка или хвостик или рога. Малышу нужно догадаться, кто спрятался (по этой видимой части).

Место, где будем прятать, зависит от самых трудных для малыша предлогов. Например, если он путает В и НА, то будем прятать В окошке или НА крыше. Можно аналогичным образом прятать ЗА забором, ПОД игрушечным или настоящим деревом или ОКОЛО коробки (закрыв платком, чтобы была видна только часть игрушки или картинки).

5. Игры со стихами

Игры со стихами и интересными заданиями, помогающими детям 3-7 лет освоить правильное употребление предлогов, Вы найдете в статье

А сейчас для читателей «Родной тропинки» — ребус. Конечно же, это ребус с предлогами!

Спасибо всем, кто ответил на ребус и даже прислал в ответ свои ребусы:).

Еще о развивающих играх, помогающих ребенку научиться ориентироваться в пространстве и точно употреблять предлоги:

Статья 1. Статья об играх, которые знакомят детей с планом и картой, учат различать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «впереди» и «сзади» «Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве»

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Рекомендуем почитать

Наверх